ГлавнаяРеплики2019
ЦБ ПРОДАЕТ СБЕРБАНК… МИНФИНУ
Банк России и Министерство финансов договорились о продаже Центробанком контрольного пакета акций Сберегательного банка. Законопроект, определяющий механизм продажи, направлен в Государственную думу. Финансирование покупки будет осуществляться из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Принадлежащие ЦБ 50%+1 акция Сбера будут проданы по среднерыночной цене (на сегодня стоимость контрольного пакета составляет порядка 2,8 трлн руб.). Предполагается, что оплата будет производиться в несколько траншей на протяжении трех лет. Период осуществления оплаты будет зависеть от заполняемости ФНБ, поскольку на покупку банка могут быть использованы средства Фонда, превышающие 7% ВВП.
Напомним, что Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ в 1991 г. и был зарегистрирован как акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации. На сегодня, согласно отчетности Банка России, стоимость акций Сбера на балансе ЦБ составляет лишь 72,9 млрд руб., что не отражает реальной рыночной цены актива. Учитывая то, что передача акций в таком случае будет просто не выгодна ЦБ, вполне объяснимо желание председателя Банка России Э. Набиуллиной осуществить переход прав владения через продажу, получив по возможности наибольшую выгоду. Однако решение о продаже также не несет глубокого смысла с точки зрения структурных изменений, что вызывает у экспертов некоторое недопонимание цели предлагаемой сделки.
Одной из причин продажи контрольного пакета самого крупного банка страны называется конфликт интересов, возникший в результате совмещения Центробанком роли акционера и надзорного органа. Однако данная практика существует уже давно и ни разу не приводила к серьезным проблемам до сегодняшнего дня. Проводимое Сбербанком в последнее время расширение непрофильных активов и серьезное повышение доли на рынке цифровых услуг действительно стали вызывать нарекания со стороны руководства Банка России. И все же нельзя назвать данные разногласия между регулятором и Сбером единственной причиной передачи прав собственности на Сбербанк.
Кроме того, решение о продаже, а не передаче Сберегательного банка (например, Росимуществу) также остается непонятным. Сбербанк и так является крупнейшим системообразующим банком страны, пополняющим бюджет (50% прибыли выплачивалась в виде дивидендов, половину из которых получал Центробанк). В свою очередь, ЦБ перечисляет в бюджет 75% прибыли. То есть Сбербанк, находясь в собственности у ЦБ, был для Минфина достаточно прибыльным активом. Оплата акций Сбера в ходе продажи также предполагает, что большая часть средств вернется к правительству. Согласно законопроекту, "доход, получаемый Центральным банком от продажи акций Сбербанка, в сумме, превышающей 700 млрд руб., подлежит перечислению в федеральный бюджет денежными средствами и (или) путем передачи в казну Российской Федерации прав требований Банка России Сбербанку по договорам субординированного кредита в объеме до 150 млрд руб., а также прав требований Банка России к государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в объеме до 350 млрд руб."
Между тем стоит признать, что выбор времени, формы и механизма перехода Сберегательного банка от одного собственника к другому помогут решить участвующим сторонам сразу несколько задач.
Во-первых, масштабная санация банковской системы и повышение процентных платежей по депозитам в ЦБ в ходе политики абсорбции ликвидности привели к возникновению у ЦБ чистых убытков в 2017-2018 гг. в размере 900 млрд руб. Погашение убытков за счет дополнительной эмиссии могло поставить под угрозу одно из основных достижений за последнее время — низкий уровень инфляции. Тогда как продажа одного из самых ценных активов поможет Центробанку существенно улучшить балансовые показатели без ущерба репутации. Ожидается, что эффект сделки на внутреннем финансовом рынке будет нейтральным. Банк России будет осуществлять валютные операции равномерно и сдержанно, учитывая конъюнктуру рынка. В свою очередь, рост расходов бюджета, которые ожидаются в результате этой сделки, будет компенсировать денежное сжатие.
Во-вторых, для Сбербанка переход к новому владельцу, заинтересованному в использовании цифровых функционалов банка с перспективой их дальнейшего развития, открывает новые возможности. Так, на встрече председателя правления Сбера Г. Грефа и премьер-министр М. Мишустина последний заявил, что сервисы банка будут использоваться для построения цифровой платформы государства.
И наконец, правительство получит дополнительный прямой источник поступления средств, которые могут быть напрямую использованы на осуществление национальных проектов.
Г.В. Ковалишина
Принадлежащие ЦБ 50%+1 акция Сбера будут проданы по среднерыночной цене (на сегодня стоимость контрольного пакета составляет порядка 2,8 трлн руб.). Предполагается, что оплата будет производиться в несколько траншей на протяжении трех лет. Период осуществления оплаты будет зависеть от заполняемости ФНБ, поскольку на покупку банка могут быть использованы средства Фонда, превышающие 7% ВВП.
Напомним, что Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ в 1991 г. и был зарегистрирован как акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации. На сегодня, согласно отчетности Банка России, стоимость акций Сбера на балансе ЦБ составляет лишь 72,9 млрд руб., что не отражает реальной рыночной цены актива. Учитывая то, что передача акций в таком случае будет просто не выгодна ЦБ, вполне объяснимо желание председателя Банка России Э. Набиуллиной осуществить переход прав владения через продажу, получив по возможности наибольшую выгоду. Однако решение о продаже также не несет глубокого смысла с точки зрения структурных изменений, что вызывает у экспертов некоторое недопонимание цели предлагаемой сделки.
Одной из причин продажи контрольного пакета самого крупного банка страны называется конфликт интересов, возникший в результате совмещения Центробанком роли акционера и надзорного органа. Однако данная практика существует уже давно и ни разу не приводила к серьезным проблемам до сегодняшнего дня. Проводимое Сбербанком в последнее время расширение непрофильных активов и серьезное повышение доли на рынке цифровых услуг действительно стали вызывать нарекания со стороны руководства Банка России. И все же нельзя назвать данные разногласия между регулятором и Сбером единственной причиной передачи прав собственности на Сбербанк.
Кроме того, решение о продаже, а не передаче Сберегательного банка (например, Росимуществу) также остается непонятным. Сбербанк и так является крупнейшим системообразующим банком страны, пополняющим бюджет (50% прибыли выплачивалась в виде дивидендов, половину из которых получал Центробанк). В свою очередь, ЦБ перечисляет в бюджет 75% прибыли. То есть Сбербанк, находясь в собственности у ЦБ, был для Минфина достаточно прибыльным активом. Оплата акций Сбера в ходе продажи также предполагает, что большая часть средств вернется к правительству. Согласно законопроекту, "доход, получаемый Центральным банком от продажи акций Сбербанка, в сумме, превышающей 700 млрд руб., подлежит перечислению в федеральный бюджет денежными средствами и (или) путем передачи в казну Российской Федерации прав требований Банка России Сбербанку по договорам субординированного кредита в объеме до 150 млрд руб., а также прав требований Банка России к государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в объеме до 350 млрд руб."
Между тем стоит признать, что выбор времени, формы и механизма перехода Сберегательного банка от одного собственника к другому помогут решить участвующим сторонам сразу несколько задач.
Во-первых, масштабная санация банковской системы и повышение процентных платежей по депозитам в ЦБ в ходе политики абсорбции ликвидности привели к возникновению у ЦБ чистых убытков в 2017-2018 гг. в размере 900 млрд руб. Погашение убытков за счет дополнительной эмиссии могло поставить под угрозу одно из основных достижений за последнее время — низкий уровень инфляции. Тогда как продажа одного из самых ценных активов поможет Центробанку существенно улучшить балансовые показатели без ущерба репутации. Ожидается, что эффект сделки на внутреннем финансовом рынке будет нейтральным. Банк России будет осуществлять валютные операции равномерно и сдержанно, учитывая конъюнктуру рынка. В свою очередь, рост расходов бюджета, которые ожидаются в результате этой сделки, будет компенсировать денежное сжатие.
Во-вторых, для Сбербанка переход к новому владельцу, заинтересованному в использовании цифровых функционалов банка с перспективой их дальнейшего развития, открывает новые возможности. Так, на встрече председателя правления Сбера Г. Грефа и премьер-министр М. Мишустина последний заявил, что сервисы банка будут использоваться для построения цифровой платформы государства.
И наконец, правительство получит дополнительный прямой источник поступления средств, которые могут быть напрямую использованы на осуществление национальных проектов.
Г.В. Ковалишина
Новости
-
“Natural Resource Pricing and Rents. An Economic Analysis”
В издательстве Springer (Швейцария) вышла книга Вавилова А.П. в соавторстве с Трофимовым Г.Ю.“Natural Reso...
-
Мираж величия
Статья Трофимова Г. Ю. "Мираж величия" опубликована в журнале "Эксперт" №9 (1196)...
-
Для радикального перехода к цифровому рублю все готово
Статья Вавилова А.П. в газете "Ведомости" от 9 января 2021 года
-
Бычьи повадки золотого тельца
В журнале "Эксперт" №35 (1173) от 24 августа 2020 года опубликована статья Георгия Трофимова, главного...
-
«Нефтяной картель делает рынок»
В журнале «Эксперт» №4 (1148) от 20 января 2020 года опубликована статья главного экономиста ИФИ Трофимова Г.Ю. ...
-
Статья Вавилова А.П. и Трофимова Г.Ю. "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ"
В академическом журнале «Экономика и Математические Методы» опубликована статья научного руководителя Института финансов...
Аналитика
-
Инфляция в США и политика ФРС
Специализированные обзоры \ pdf, 768.99 Кб
-
Климатические цели и экономические интересы
Специализированные обзоры \ pdf, 627.5 Кб
-
Обеспечение экономической эффективности и надежности энергосистем на основе сверхпроводящих технологий
Энергетическая безопасность \ pdf, 757.15 Кб